У
Улитка с рожками в саду
Напоминает букву У.
_____________________________________________________________________________
Игра "Цап-цап"
(упражнение на выделение звука У в словах, произношение его в слогах).
В игре участвуешь ты и, например, папа. Папа держит руку горизонтально, как крышу домика, пальцы прямые. Ты осторожно приставляешь к ней указательный палец, так, чтобы получилась буква Т. Папа будет произносить разные слова, а ты должен повторить их последнюю часть, ту, которая начинается на [у].
Например:
Папа: Лук. Ты: Ук. Папа: Пух. Ты: Ух.
Обратные слоги: “УК”, “ух” и другие папе следует выделять голосом. Но если все, равно у ребенка не получается выделить слог на [У] - пусть он сначала повторяет все слово, слог попробует выделить в следующий раз.
Как только папа дойдет до слова "паук", он сжимает ладонь, стараясь схватить твой палец. Ты должен мгновенно отдернуть палец, чтобы паук тебя не сцапал. Слова для папы:
Стук, сук, круг (Ук)
Лопух, слух, пух (ух)
Бум, шум, чум (ум)
Ворчун, бегун (ун)
Суп, тулуп (уп)
Жгут, кнут, капут (ут)
Клюв, Нуф-Нуф (уф)
Друг, паук (ук)
И т.п.
(Л.П.Савина, Т.В.Крылова “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
(В.Степанов)
_____________________________________________________________________________
У дубочка
Два сучочка.
(Г.Виеру)
_____________________________________________________________________________
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
(Е.Тарлапан)
_____________________________________________________________________________
БУКВА У
Буква «У» напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи!
Пририсуем сук к стволу —
И увидим букву «У».
«У». Рисуем угольком
Палку к палке — уголком.
Угол. Уголь. «У» мы слышим.
«У» в начале слов напишем.
(И.Лопухина)
_____________________________________________________________________________
ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО!
Если слово к букве «У»
Присоединяется,
Слово новое, другое
Сразу получается.
Буква «У» отметку КОЛ
Переделает в ... УКОЛ.
Встанет близко к слову ГРОЗЫ —
Сразу зазвучат ... УГРОЗЫ.
На картинах старых ЛИКИ
Превращает «У» в ... УЛИКИ.
А пейзаж «Сосновый бор»
Надписала так: ... «УБОР».
То, что все считают ВЕЧНЫМ,
С «У» становится ... УВЕЧНЫМ.
Буква «У» старинный КЛАД
Заменяет на ... УКЛАД.
И, забрав бесценный ДАР,
«У» наносит нам ... УДАР.
Но когда я строил ДАЧУ,
Принесла мне «У» ... УДА ЧУ,
И теперь посёлок ДАЧНЫЙ
Называется ... УДАЧНЫЙ.
(И.Лопухина)
_____________________________________________________________________________
Буква У
Совсем проста:
Тянет рожки
Из…хвоста.
(Г.Ванюхина)
_____________________________________________________________________________
Буква У –
Два длинных
Ушка.
(А.Шибаев)
_____________________________________________________________________________
Буква «У» простую ТОЧКУ
Превратила в ... УТОЧКУ.
Может маленькую ДОЧКУ
Переделать в ... УДОЧКУ.
Угадайте: слово ЛИЦА
С «У» в какое превратится?
Ученица-умница
Отвечает: — ... УЛИЦА!
Футболист играл в футбол
И забил в ворота ГОЛ.
Это — буквы «У» заслуга:
Мяч попал в свободный ... УГОЛ!
Буква «У» нам так сказала:
— Первой я стоять устала!
Пусть другие буквы снова
Изменить помогут слово,
Встанут перед словом УШКИ:
«М» приставим — будут ... МУШКИ,
«С» приставим — будут ... СУШКИ,
«Т» приставим — будут ... ТУШКИ,
«П» — грохочут громко ... ПУШКИ,
«Ч» — визжат в загоне .,. ЧУШКИ.
Перед словом слог поставим —
Слово новое составим!
Мы малюсенькую МУШКУ
Переделаем в... КОР...МУШКУ
Превратим простую СУШКУ
Сразу в курочку-НЕ...СУШКУ
Переделаем мы ТУШКУ
Мигом в круглую ... К А... ТУШКУ.
Отведём грязнулю-ЧУШКУ
Мыться в чистую ... РЕ...ЧУШКУ.
Превратим стальную ПУШКУ
В новогоднюю … ХЛО…ПУШКУ.
(И.Лопухина)
_____________________________________________________________________________
Упражнение на произношение изолированного звука [У].
Представьте, что мы записываем на пластинку волшебную сказку. Я начну рассказывать, а ты будешь, где нужно, мяукать, лаять, завывать, в общем, издавать самые разные звуки. Готов? Тогда мы начинаем.
Жила на свете маленькая девочка, и был у нее любимый бычок по кличке Мукин. Однажды он потерялся, и девочка отправилась его искать. Вот идет она по лесу. Зовет: «Му-у-у-укин! Му-у-у-укин! Ау-у-у! Ау-у-у!» (повторяй за девочкой, только пожалобнее).
А в лесу темно. Ветер воет: «У-у-у-у-у-у!» (так, теперь ты). Ему вторят волки: «У-у-у-у-у-у-у!» (тут вой от души). Филины зловещеухают на ветках: «У-х! У-х!» И вдруг издалека доносится мычание, печальное-печальное: «Му-у-у-у-у-у...» Девочка бросается в чащу: «Му-у-у-у-у-у-у-у-укин!!! Ура! Вот он, Мукин, под елкой стоит!»
Но в ту минуту, когда девочка обнимает своего Мукина, появляются волки. Один из них, самый большой, уже приготовился к прыжку. Все пропало! И вдруг в дупле у филина бьют часы. Пробило двенадцать. Волки замирают, прислушиваясь. Неожиданно из-под корней старого дуба вылетает молодое привидение. Оно собирается немного размяться. Прочищает горло, затягивая свою песню: «У-у-у-у-у-у-у-у!» И вдруг видит волка и девочку. «Так, — думает привидение, — обижают маленьких, надо заступиться!» И начинает выть громче, чтобы испугать волков: «У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у!» (тут можешь дать себе волю, но все же помни о соседях). Но волки попались очень смелые, они ничуть не боятся и подбираются все ближе к девочке.
Тогда рассерженное привидение начинает оглушительно завывать, как сирена пожарной машины: «У-у, у-у, у-у, у-уИ!» (можешь повторить?). Волки никогда не слышали таких звуков, они поджимают хвосты и в панике убегают. А привидение сажает девочку к себе на спину (Мукин трусИт сзади) и благополучно доставляет ее домой, в деревню. Вот и сказке конец.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Упр-е на произношение звука У в середине слова
Знаешь, как называют спортсмена, который занимается прыжками? Прыгун. А спортсмена, который бегает? Верно, бегун. А как зовут того, кто все время спит? Спун, что ли? А того, кто плачет? Плакун? Того, кто смеется? Чихает? Ругает? Шуршит? Кусается? Придумай еще какие-нибудь смешные слова на ун.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Упр-е на дифференциацию изолированных звуков А и У
Ты сидишь на диване. Представь себе, что ты плывешь на корабле по морю. Вдруг ты слышишь звук А-а: это над твоей головой пролетает самолет, низко-низко. Немедленно слезай с дивана и садись на корточки, иначе самолет заденет тебя крылом! Но что это?
Раздается звук У-у, и из воды выныривает огромный голодный кашалот! Быстрее залезай обратно и задирай ноги, иначе кашалот цапнет тебя за ногу! Слушай внимательно: каждый раз, когда слышишь звук А, слезай с дивана и садись на корточки, а когда слышишь У, залезай обратно и задирай ноги. Учти, медлить нельзя ни секунды!
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Упр-е на дифференциацию изолированных звуков А и У.
Ты - маленький зайчонок. Тебя баюкает мама-зайчиха: "А-а". Закрой глаза. Вдруг раздается волчий вой: "У-у!" Скорее прячься за спинку стула! И так каждый раз: когда слышишь У, прячься за спинку стула, когда слышишь А, снова садись на стул и закрывай глаза.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Упр-е на дифференциацию звуков А и У в словах
Ты - филин. Всем филинам очень нравится звук У, а вот звук А они не любят (потому что их враги, вороны, кричат "ка-а-ар"). Мама будет говорить разные слова, а ты - повторять их. Если в слове есть звук У, ты должен, повторяя слово, подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук А, ты должен с возмущением топнуть.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Упр-е на произношение звука У в слогах
Зови маму, вы будете вести поезд (мама — машинист, ты — помощник машиниста). Предлагаю каждому сесть в кресло. На правый подлокотник можно положить крышку от банки: это кнопка, на которую надо нажать, чтобы раздался гудок.
Теперь мама будет сигналить: нажимать на кнопку и произносить слог Ту в определенном ритме, а ты должен повторять за ней, стараясь не ошибиться. Ты ведь знаешь, что с помощью гудков поезд «разговаривает» с другими поездами. Например, сигнал Ту, Ту - Ту означает: «Отправляюсь! Дайте дорогу!», а сигнал Ту - Ту, Ту означает: «Сейчас остановлюсь. Те, кто сзади, притормозите!». Учти, если ошибешься, машинисты других поездов не поймут сигнал, и произойдет авария. Будь внимателен! Слова для машинистов: Ту-ту-ту (повторять в разном ритме).
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Про маленького паучка
(запомнить слова со звуком У)
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.
«Надо доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья, — думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!»
Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет...
(Г.Юдин “Букваренок”)
_____________________________________________________________________________
Любопытный
Отвечать на вопросы ведущего словами со звуком У
— Назовите самый любимый ваш день недели. (Суббота.)
— Какое время суток вы любите больше всего? (Утро.)
— Ваше любимое первое блюдо? (Уха, суп.)
— Где ваш друг? (На улице.)
— Где ученики? (На уроке.)
(В.В.Волина Учимся играя)
_____________________________________________________________________________
Наоборот.
Красивый — ... (уродливый), широкий — ... (узкий), невезучий (удачливый), вечер — ... (утро), грусть — ... (улыбка).
(В.В.Волина Учимся играя)
_____________________________________________________________________________
Тебе не хотелось бы немножко повыть, как это делают волки? Ну-ка, встань на четвереньки, голову подними вверх, к люстре (представим, что это — луна). Мама будет говорить слова на у, а ты будешь их повторять, как будто это такая волчья песня.
Попробуй:
Умка, уха, ум, улитка, утка, умой, утята, ухо, утенок, упали.
А теперь можно слегка попугать маму. Тебе предлагается роль маленького привидения. Ты должен летать по комнате, накинув на голову простыню. Мама будет говорить слова с у, а ты — повторять их за ней страшным голосом, с дикими завываниями:
Утюг, уголь, усы, умыть, уносит, умный, улыбка, унес, Уля, удав, уноси, унты.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Сочиним сказку.
Жили-были утка и курица, в кличках которых был звук [у]. (Утя и Пеструшка.) Они были очень общительные и часто приглашали к себе разных птиц, особенно тех, у которых в названии тоже был звук [у]. (Голуби, петухи, удод, гуси.) Рядом с их домом росли два дерева. Плоды одного дерева люди собирали в корзинку, а второго — валялись на земле, но недолго, так как ими очень любили лакомиться поросята. (Груша, дуб.) Однажды они пошли на речку и взяли с собой... Отгадайте, что они взяли с собой?
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может... (удочка).
Правильно, удочку. Стали ловить они на червячка рыбку. Попалась им рыбка тоже с буквой у. (Окунь.)
Пошли они домой, а навстречу им ползет старушка, на спине — избушка. Кто это, догадались? (Улитка.) Утя и Пеструшка ее спрашивают: «Куда это ты, бабушка?» А она им: «Я за вами шла, хотела посмотреть, как вы будете рыбку удить, да, видно, опоздала, посижу, отдохну немного». Утя и Пеструшка пошли домой лесом, и встретилась им ягодка, в которой тоже был звук [у ]. (Брусника.) Вот день! А рядом гриб красненький с крапинками. (Мухомор.) Потом они увидели:
Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны.
(Уж.) Да. А чуть повыше, на листочках кустарника, кто-то шевелился. Кто это?
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница.)
Так незаметно дошли подружки до своего дома. Приготовили себе из окунька блюдо, в котором тоже есть звук [у ]. (Уху.) Наелись, угостили своих друзей и легли отдыхать. Вот так.
(В.В.Волина Учимся играя)
_____________________________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА У ВО ФРАЗАХ
Упражнение на внимание. Рекомендуется играть с папой. Он будет говорить разные фразы, чтобы тебя отвлечь. Повторяй за ним то, что он скажет, но сам будь наготове: как только услышишь слово «удав» — спасайся, иначе попадешь ты в плен к удаву-папе! Да, учти: тараторить нечестно, полагается проговаривать фразы медленно и четко.
У Дуни Умка.
Дуня, унеси уголь.
Уля, твои унты упали.
На воде утка и утята.
Умные утята идут к маме-утке.
На улитке домик.
У Дуси новый утюг.
Маленький Мук ходит по кругу.
Вот тут удав.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________
|