Про все на свете
Ударение

Шарады

Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис – ирИс)

Я — сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу — преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
(Атлас – атлАс)

Мы — для пильщиков подставка,
Мы — для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(кОзлы – козлЫ)

(Веселая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / Авт.-сост.В.В.Волина)



_____________________________________________________________________________
Шарады

Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье —
И на двери он висит.
(зАмок – замОк)

Если первый слог ударный,
Мы — посуда для питья.
Переставьте ударенье —
И чертите нас, друзья.
(крУжки – кружкИ)

Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье —
И в мишень стрелять
Мы будем.
(стрЕлки – стрелкИ)

(Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1)



_____________________________________________________________________________
Ударный слог

Ударный слог,
Ударный слог
— Он назван так недаром...
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК —
стуЧИТ, стуЧИТ,
И —ЧЁТко
РЕЧЬ
моЯ
звуЧИТ!

Невидимка шутит

Шутник он, невидимка молоток:
Тук! — и ударил в безударный слог...
И сразу же — исчез огромный зАмок,
И появился маленький замОк...
— Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги...
Нет, снова — тук!
Шли по морю пирОги,
Вдруг вместо них поплыли... пирогИ!
Следи за поведеньем молотка,
Держи его в руках, озорника!

(Александр Шибаев)



_____________________________________________________________________________
Поставьте знак ударения в выделенных словах.

а) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка.

б) Я сижу под синим пологом на холме пологом. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики. Огородное пугало всех пугало.

(Веселая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / Авт.-сост.В.В.Волина)



_____________________________________________________________________________
Придумайте предложения со словами, в которых ударение служит средством для различения смысла слов.

Атлас — атлАс
ужЕ — Уже
мУка — мукА
прОпасть — пропАсть

(Веселая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / Авт.-сост.В.В.Волина)



____________________________________________________________________________
Стрелки и гвоздики

В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова “стрелки” и “гвоздики” и предложил нарисовать названные предметы.
Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные.
Как вы думаете, почему?
Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось? Капитаны, в общем-то, не растерялись, объяснили всё как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться — в этом и был подвох.
Догадаться о чём? Да о том, что в каждом написанном слове скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрЕлки — стрелкИ, гвОздики — гвоздИки.

(Веселая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / Авт.-сост.В.В.Волина)



_____________________________________________________________________________
Игра «Школа»

На определённую тему, например «школа», участники игры записывают сначала слова с ударением на первом слоге (школа, парта, ручка), затем на втором слоге (учебник, пенал), потом на третьем (ученик, перемена).
Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударениях, тот и победил.

(Веселая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / Авт.-сост.В.В.Волина)

_____________________________________________________________________________



Прочитайте предложения, найдите слова — омографы и формы слов, различающиеся только местом ударения. Поставьте ударение.

«Рожь» мы пишем с мягким знАком,
с этим я давно знакОм.

Уродились густые хлебА,
будет много душистого хлЕба.

Берега зарослИ.
У берега зАросли.

От боли я не заплАчу.
Я заплачУ за книги.

ПолкИ ряды свои сомкнули.
На кухне висят пОлки.

Чтобы успеть в школу, нужно выходИть вовремя.
Надо много терпения, чтобы вЫходить больного.

В магазине стоИт стол.
Он дорого стОит.

Чтобы забить ящик, мне нужны мелкие гвОздики.
Подарите юбиляру гвоздИки.

ДорОга уходит вдаль.
Мне дорогА эта фотография как память.

Летом на реке есть мЕли.
Мельник, побыстрей мелИ муку.

(Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1)



_____________________________________________________________________________
Волшебник Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд зАмок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — это просто чёрточка!»
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слова на первый, и исчез “зАмок”, а перед взором других слов предстал замОк.
Слова зашумели. Тогда вышли вперёд белкИ и сказали: «Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные бЕлки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа получился атлАс, вместо кАпель — капЕль, вместо дорогА — дорОга, городА — гОрода. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение?
Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почётных мест на своём собрании и с этих пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
(И. Подгаецкая.)



_____________________________________________________________________________
Беседа об ударении

Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.
Отклонения от норм литературного ударения — это своеобразные нарушения сердечного ритма.
Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Усвоение ударения в русском языке связано с рядом трудностей:
1) оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определённому слогу в слове (как в некоторых других языках мира);
2) оно подвижное, меняет своё место в зависимости от формы слова;
3) русское ударение характеризуется также изменчивостью с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдём там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.
Как найти ударение в слове? Да очень просто! Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе. Нужно как бы окликнуть, позвать этот предмет (даже если он и неодушевлённый) :
— Кни-и-жечка! Ру-у-у-чка! Де-е-е-вочка! Или пропеть:
— Со-ол-ныш-ко, гри-бо-о-чек, ла-ан-дыш.
Надеемся, что этот простой приём поможет без труда находить ударные и безударные слоги в словах.

(Веселая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / Авт.-сост.В.В.Волина)



_____________________________________________________________________________
Где ударение?

Ведущий называет 2—3 сложных слова с ударением на разных слогах, например: РЕЧКА, СТЕНА, ЛАСТОЧКА, МОЛОКО, СОБАКА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ, РАБОТА, КОЛЕСО, НОЖНИЦЫ, КАРАНДАШ, УРОК, ГРАМОТА и др.
Игроки поднимают карточки с цифрой — порядковым номером ударного слога. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

(Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы)

_____________________________________________________________________________
Ударный слог необходимо выделять не длительностью, а прежде всего силой голоса, что наиболее соответствует и самому термину «ударение»: мы как будто ударяем голосом по одному из слогов слова.
Не следует растягивать ударный слог, «как аукаются в лесу».
Во-первых, аукаясь в лесу, произносят протяжно не первый слог: «А-а-ау!», а последний «Ау-у-у!». В результате, подражая ауканью, можно допускать ошибки в определении ударения, растягивая последний слог, даже когда он безударный: «Коля-а-а! Гриша-а!»
Во-вторых, длительность гласных в русском языке не имеет смыслоразличительного значения, и говорящий в равной степени может «протянуть», например, в слове «мама» как первый слог: «Ма-а-ама», так и второй: «Мама-а-а». Такое протяжное произношение ударного слога по древнегреческому образцу во многом является причиной слабого различения ударения в обычной речи, где ударные слоги произносятся кратко. Ударный слог должен звучать кратко, но сильнее, громче по сравнению с безударными слогами.

(Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы)



_____________________________________________________________________________
Послушайте рассказ о том, какую роль играет в словах ударение.

Собрались однажды все слова русского языка и стали хвастаться:
— Все у нас есть — гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовем и сами обо всем скажем. Ничего нам больше не надо!
Услышало эти слова Ударение и возмутилось:
— Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будете?!
— Подумаешь, важность какая — Ударение! И без тебя обойдемся! — еще больше расхвастались слова.
— Ах, так! — рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило оно к слову “крУжки”. А оно только что в крУжки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружкИ всю
воду расплескали, всех обрызгали.
— Ах, что мы наделали! Ах, простите, мы нечаянно!
А Ударение смеется:
— Погодите, вы еще не то сделаете,— и подбежало к слову “потОпать”. А слово “потОпать” хотело ногами потОпать, но вдруг стало потопАть.
— Караул! — кричит.— Тону! ПотопАю!
А Ударение уже к слову “разделИ” направилось. Слово “разделИ” хотело что-то на всех разделИть, как вдруг что-то с ним случилось.
— Помогите! — кричит.— Меня совсем раздЕли! Замерзаю!
А слово “заплачУ” хотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало:
— Ах, я сейчас заплАчу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество!
— Просим! Просим! —закричали хором все слова.
— То-то! — сказало Ударение и вернуло все на свои места. С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение стало помогать им точно выражать смысл каждого слова.

(Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы)



_____________________________________________________________________________
Игра-конкурс “Стук-постук”

Ведущий стучит по коробочке или по столу столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из стуков делает сильнее, громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.
Игру рекомендуется проводить в таком порядке:
1. Двухсложные слова с ударением на 1-м слоге: МАМА, ШКОЛА.
2. Двухсложные слова с ударением на 2-м слоге: РУКА, СТЕНА.
3. Трехсложные слова с ударением на 2-м слоге: ДОРОГА, КОРОВА.
4. Трехсложные слова с ударением на 3-м слоге: МОЛОКО, ГОЛОВА.
5. Трехсложные слова с ударением на 1-м слоге: ДЕРЕВО, СОЛНЫШКО.
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Ведущий может называть двухсложные и трехсложные слова с ударением на разных слогах, а команды должны по очереди отстукивать ритм указанного слова.

(Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы)



_____________________________________________________________________________
Быстрый диктант

Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. Например: диктуется слово РАБОТА, а записать нужно только букву О.
Ведущий диктует слова: КАРТОН, БУМАГА, КНИГА, ТЕТРАДЬ, АЛФАВИТ, РУЧКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, ПАРТА, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКА, МЕЛ, ТРЯПКА, КАРТИНА, ЦВЕТЫ.
После диктовки ведущий называет по порядку только ударные гласные, а играющие меняются тетрадями и проверяют друг друга. Победителем считается тот, кто не допустил ни одной ошибки.
Можно записать слова на доске: ЕЖ, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ТИГР, КАБАН, БАРСУК, КЕНГУРУ, НУТРИЯ, КРОКОДИЛ, ЧЕРЕПАХА, ОЛЕНЬ, ОБЕЗЬЯНА, БЕЛКА, ЗЕБРА.
Дети должны выписать из каждого слова только ударную гласную. После выполнения задания один из учеников подчеркивает на доске ударные гласные, а остальные путем взаимопроверки выясняют правильность выполнения задания.

(Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы)



_____________________________________________________________________________
Ударение меняет смысл

Прочитать каждое слово дважды – меняя место ударения, составить предложения с каждой получившейся парой слов:

Пропасть, стоит, мелки, потом, сушу, замок, пары, дорога, трусить, крою, стрелки, кружки, мука, плачу, поля, мою, знаком, солью и др.



_____________________________________________________________________________
Чей ряд лучше?

Класс делится на 3 команды. На доске в 3 столбика записаны слова:

ЦЫПЛЕНОК
ЯГОДЫ
БОТИНКИ
КОСТОЧКА
КИЛОМЕТР
ДЕДУШКА
ПЕРЕНОС
КОРМУШКА
ПЕРЕХОД
ПЕНИЕ
СЛОНЕНОК
БЕГЕМОТ
РУБАШКА
УТОЧКА
САНТИМЕТР
РАДУГА
РАБОТА
БАБУШКА
ТРАКТОРИСТ
КОЛЕСО
УТЁНОК
КРОКОДИЛ
ПОРТФЕЛЬ
КИЛОГРАММ
ПАЛОЧКА
СУББОТА
МУЗЫКА
МАШИНА
ЧТЕНИЕ
ПРОГУЛКА


Каждый играющий обозначает ударение в одном слове. Побеждает команда, правильнее и быстрее других выполнившая задание.

(Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы)



_____________________________________________________________________________
Правильно или нет?

На доске записано предложение: СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.
Нужно прочитать предложение и ответить на вопрос: «Когда данный результат сложения можно считать правильным, а когда неправильным?»
Победителем признается тот, кто первым правильно ответит на поставленный вопрос.





_____________________________________________________________________________
Вышиваем слова

Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.
Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах: ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЕНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЕНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК, ПОРОСЕНОК.

(Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы)



_____________________________________________________________________________
Ударение (миниатюра)

Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.
— Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает:
- Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищИ.
Начинает пищать. Вбегает мама.
— Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
— А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).
— Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Занавес

(В.В.Волина Учимся играя)



_____________________________________________________________________________
Прочитайте предложения.

Окуни хорошо клюют. Окуни хлеб в молоко! Малыша пугало эхо. Пугало стояло в огороде. Остались от козлика рожки да ножки. Мама купила рожки.

Чем похожи слова, выделенные в каждой паре предложений? Чем они отличаются? От чего зависит различный смысл этих слов?
Предложения запишите. В выделенных словах поставьте знак ударения.

(Русский язык Учебник для 3 кл.нач.шк. / Л.М.Зеленина и др.; Под ред.М.А.Мельникова)



_____________________________________________________________________________
ЛУта и ЛутА

Наши новые друзья – ЛУта и ЛутА – добрые веселые зайчата. ЛУта любит все слова, в которых ударение падает на первый слог, а ЛутА – с ударением на втором слоге.
ЛУта и ЛутА очень дружные и никогда не ссорятся. Даже когда делят игрушки. Иногда они, правда, затрудняются правильно поставить ударение в словах. Но это не беда - мы им всегда сможем помочь, ведь, правда, ребята?
Однажды ЛУта и ЛутА отправились на рыбалку. Взяли с собой ведро и удочки. Отгадайте, кто что нес? (ЛУта – Удочки, ЛутА – ведрО.)
Ласково припекало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят, из-под кустов кто-то выползает, название его короткое, всего два звука. Кто его первым заметил, как вы думаете? (Конечно, ЛУта, ведь это был уж.)
Поздоровались с ужом, пошли дальше. И вдруг под ногами кто-то зафыркал, и показалось сразу несколько маленьких любопытных колючих детенышей. Кто их заметил первым? (Правильно, первым ежат заметил, конечно же, ЛутА.)
Но вот пролетели птички, и были они совсем разные, не похожие одна на другую. Зайчата с любопытством подняли головы. Кто бы это мог быть?
До речки оставалось совсем немного, но зайчатки решили сделать небольшой привал и перекусить. Стояли рядышком два дерева, каждый выбрал себе по душе. Что это могли быть за деревья?
Достали еду; у каждого в корзиночке было что-то свое, любимое. Как вы понимаете, и названия продуктов тоже были разные. Что могло быть у ЛУты? А что у ЛутЫ?
Немного отдохнув, отправились в путь. А вот и речка. Но там уже сидели два рыболова, весьма симпатичные зверюшки. Зайчатки познакомились с ними (они были из соседнего леса) и стали удить рыбу парами. Как вы думаете, кого выбрал себе в друзья ЛУта, а кого ЛутА?
Улов был удачный. Было так много разной рыбы, что мне придется даже написать названия на доске, а вы попробуете догадаться, кто что поймал. (Окунь, карась, лещик, сомик, сазан, ратан, уклейка.)
Радостные зайчата побежали домой, не забыв пригласить в гости и своих новых друзей. Дома мама-зайчиха накормила малышей вкусным обедом. Блюда были разные. Отгадайте, кто что ел? (Уха, суп, морковь, творог, капуста, мороженое, клюква, яблоки, мусс, пирог, суфле, яйца.)
Потом малыши взяли игрушки и стали играть. Отгадайте, какие любимые игрушки были у ЛУты? (Лошадка, кукла, машина, мишка, жираф.)
Я забыла вам сказать, что даже и цвета одежды зайчат были разные. Догадайтесь, какие цвета одежды не любит ЛутА?
А на следующий день у них был день рождения, и им подарили зонт и часы. Что получил каждый?
Зайчата очень любят друг друга, а потому не только не дерутся, но, наоборот, всегда помогают друг другу и живут очень весело и дружно. До свидания, друзья! Рады были познакомиться с вами.

(В.В.Волина Веселая грамматика)



_____________________________________________________________________________
Мне слово чУдно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на о —
Исчезло чУдно.
Родилось чуднО.

КОсит косец,
А зайчишка косИт,
ТрУсит трусишка,
А ослик трусИт.

Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.

От удивленья ахнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вилОк
Вскачь от ножей и вИлок.

На двери зАмка
Нет замкА.
Живёт щегОл здесь —
Первый щЕголь.
И утром бЕлка
Из белкА
Ему сбивает гоголь-моголь.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся, это Окуни.

В камзоле Баклажан
Был полон блеска.
На кухне утром он сказал Селёдке:
— ТрескА зазналась!
Ишь как много трЕска
Изволила поднять на сковородке!

Облака уже красны,
Смотрят сосны:
Лихо прыгают козлЫ
Через кОзлы.
Крикнул филин:
— Я сего
Не одобрю дела.
Ну-ка марш, козлЫ, в селО,
Солнце сЕло!

Косой купил ружьё.
И через час-другой
Был Серый волк объят тревогой.
Сказал ему Косой:
— Послушай, дорогОй,
Ты стерегись ходить моей дорОгой!

Серая ворОна
Чёрного вОрона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки —
СОрок сорОк.

Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
Не мукА, а мУка —
Поварам наука.

Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских кАпель -
Поёт весенняя капЕль.

(Я. Козловский.)



_____________________________________________________________________________
Лит-ра:
А.А.Бондаренко “В летней школе ударения”
“Хотите узнать, чему учат в летней школе ударения директор Петр Петрович Хоттабычев и его помощница – главная дежурная тетя Клава? Откройте эту книжку с картинками, вас уже ждут ее герои: братья Игорь и Гриша и три подружки: Оля, Катя и Наташа. Поедательные, наблюдательные, кричательные, шептательные и всякие другие необычные упражнения помогут вам узнать “тайны” фонетики. А ведь без этой науки ни говорить, ни писать правильно не научишься.
Книга будет интересна и шестилеткам, и тем, кто уже закончил первый класс, а также учителям и родителям. Ее можно использовать в качестве фрагмента урока, домашнего задания и просто увлекательного чтения.”



_____________________________________________________________________________

Hosted by uCoz